Демоны Древней Руси

Полевик и луговик

Когда славяне научились расчищать леса и пахать землю, создавая поля и выращивая свои первые культуры, когда появились первые пастбища и угодья, появилась необходимость в малых божествах, которые вдохновляли бы людей на работу и защищали бы земли славян. В результате получилась группа мелких божеств, которых начали называть полевиками. Самой важной их обязанностью была охрана хлебных полей.

Характер полевиков

Полевики очень добрые, игривые, но нрав их проказливый. Они очень любят полуденное время. Когда хлебные культуры спеют, и рабочие начинают косить и жать свои поля, полевик первый летит от взмахов косы или серпа и прячется в доселе нескошенных колосьях.

Вообще, у славян очень много поверий, легенд, песен и традиций связано именно с хлебными полями, с выпеканием хлеба. Как говорится: «Хлеб – всему голова». Когда они научились печь хлеб, он стал основой рациона, и жизнь совсем изменилась. До прошлого века люди веровали, что культуры бывают «мужские» и «женские». В связи с этим, хлеб-жито имели право сеять исключительно мужчины. Посевное зерно они несли на своих спинах в мешках, сшитых из старых мужских штанов. Посредством такого обряда они, якобы, заключали брак со вспаханным полем, поэтому ни одна женщина не должна была там присутствовать.

Репа же, к примеру, считалась женской культурой. Женщины сеяли репу, передавая земле-матушке часть своей детородной силы, чтобы земля смогла взрастить хороший урожай. Говорят, что иногда на полях люди видели старичка, маленького, сморщенного и с очень сопливым носом. Увидев прохожего, старичок просил вытереть ему нос. Те, кто не побрезговал и «помог» старичку, находили у себя в руке вместо «наполнения» носа старика, мешочек с серебром. Старичок-Полевичок же моментально исчезал.

Таким образом наши предки попытались показать будущим поколениям, что наивысшую награду от Земли получает лишь тот, кто не боится работать и пачкать свои руки.

Луговик

Согласно имени, луговик считается духом лугов. Наши предки, древние славяне, представляли его как небольшого зелёного человека в костюме из травы. Он обычно изображался с атрибутами сенокоса или помогающим рабочим косить траву. Луговик считается чадом Полевика.

Луговик добр к тем, кто не забывает о лугах и вовремя скашивает траву. Если же прозевал хозяин покос, Луговик впадает в ярость, гонит траву в рост и переплетает её между собой так, что потом ни скосить, ни разорвать. Иногда он просто сушит траву по самый корень. Если спохватывается хозяин и приходит поздно, Луговик вырывает у него косу и не даёт работать.

Противостояние Богов

Кроме идеи триединства бога, также можно проследить парных, противостоящих друг другу божеств. Чаще всего, они просто воплощают в себе противоположные понятия, стихии и явления, но в конфронтацию не вступают. Среди уже упомянутых ранее можно назвать Маару, Долю и Недолю, Полуденика и  Полуночника, Догоду — бога тихого, приятного ветра и ясной погоды, и его полную противоположность- брата Позвизду, покровителя ветров.

Из тех, кто живёт в борьбе, уже известные Перун и Велес. Однако существует ещё одна пара, пребывающая в постоянной борьбе друг с другом – Белобог и Чернобог, славянский прототип ангела и демона.

Славяне верили, что братья-близнецы Белобог и Чернобог следуют за человеком повсюду и в книге судеб записывают все его дела. Добрые дела отмечает в книге Белобог, а злые, соответственно его брат. От внимательных взоров этих двух божеств невозможно ничего скрыть, однако, если человек покается, то отметка о плохом деянии поблекнет, хотя совсем не исчезнет, так как Бог должен прочитать её после смерти человека. Близнецы также  провожают душу до Суда на Том свете, после чего возвращаются на землю, с целью сопровождать следующего  появившегося в мир человека на протяжении всей жизни, вплоть до момента его кончины.

Белобог – воплощает в себе свет, олицетворяет весеннее дневное небо, является богом добра и удачи, блага и счастья. Он представлялся славянам седобородым и седовласым мудрым старцем.

Чернобог – воплощает в себе всё чёрное и плохое, это бог холода и безумия, смерти и уничтожения. Изображался злобным и костлявым Кощеем.

Отметим, что именно безобидных существ не так уж много, в основном любой представитель нечисти только и ждёт случая, чтобы навредить. Однако попадаются и исключения. Например, широко известный и в наше время Домовой, являющийся в славянской мифологии хранителем домашнего очага. Представляется эдаким дедушкой, хозяином дома, незримым помощником хозяев. Поскольку Домовой жил бок о бок с людьми, в самом уютном и обжитом месте дома, то и был самым дружелюбным из «домашних» существ. Например, дворовой (хозяин двора) и овинник (хозяин овина) были куда менее дружелюбны. А Банника и вовсе стоило опасаться

Не менее известен и Коляда — древний бог веселых застолий. Считается,  что его имя происходит от слова «коло» (круг). Коляда является учителем Третьего закона жизни: он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога.. Именем этого божества назван славянский праздник зимнего солнцестояния и начала нового года.

Именно Коляда учредил первый календарь, открыв людям глаза на цикличность движения времени и перемены, связанные с этим движением.

Демоны и нечисть

Волкодлак

Волкодлак, вурколак или оборотень – это человек, согласно славянской мифологии, который обладал способностью перевоплощаться в волка. Ему для этого нужно было перекувыркнуться через пень, либо осиновый кол, вбитый в землю, или нож. Люди веровали в то, что будто бы можно было человека, заколдовав, превратить и в волка, и в медведя, затем они могли обернуться кошкой, собакой или пнем. Примечали волкодлака по шерсти на теле, и от настоящих волков могли отличить тем, что в коленях задние ноги у него сгибались вперед, так же как у человека. Если верить старинным преданиям, во время затмения волкодлаки съедали солнце или луну. Люди также верили, что волкодлаки могли превращаться в упырей. Рассказы о волкодлаках идут еще с глубокой древности.

Также были еще Анчутки. Анчуткой в древности называли беса или чёрта, и существовало две его разновидности – банные и полевые.

Аспид

По древним поверьям, Аспид – крылатое чудовище, огромный змей, имеющий птичий нос с двумя хоботами. У него разноцветные крылья, которые горят-переливаются не хуже драгоценных камней. По другим описаниям, правда, змей непроглядно чёрен. Отсюда пошло «аспидно-чёрный». Куда повадится летать Аспид, там грядёт опустошение. По одним сказаниям, он живёт в каменных горах, другие же сказания говорят о том, что он проживает на лесистом мрачном севере, и никогда не садится на саму землю, а садится только на камень. Убить стрелой его невозможно, только сжечь Аспида нужно, чтобы его уничтожить.

Чернобог

Чернобог, также называемый Кощем, или черным Змеем, или Повелителем Нави, повелевает Тьмой и Пекельным царством, является Богом холода, смерти, уничтожения, зла; богом безумия, воплощающим все плохое и черное. Славянами весь мир делился на 2 половины, одна из которых добрая и дружественная человеку, а другая — злая и враждебная.

Каждая из них олицетворяется своим богом. Враждебная половина олицетворяется Чернобогом, которого изображают человекоподобным идолом черного цвета с посеребренными усами. Прежде чем начать важнейшие дела, например, выступление в военный поход, Чернобогу приносятся жертвы, причем, зачастую, часто кровавые и человеческие (пленники, рабы, кони).

Русалка

Образ Русалки в поверьях Русского Севера, Сибири и Урала сильно отличается от образа, созданного в южнорусской и украинско-русской демонологиях.

На Русском Севере встречается немного историй, в которых главным действующим женским персонажем является русалка. Ее образ сильно связан с более распространенными образами таких обитателей водной стихии, как чертовка, лешачиха, водяниха, шутовка. Соответственно, прослеживается и немалое сходство с ними. В русалок могли превратиться дети, умершие некрещеными, девушки, погибшие насильственной смертью, так и не выйдя замуж.

Что касается внешности русалок, то обычно ее описывают как девушку, одетую в свадебный наряд, на голове у нее длинные волосы и венок – в таком виде обычно хоронят незамужних девушек, согласно традиционным верованиям, как бы проводя для них условный свадебный обряд. Раньше верили, что если человек умирает, не вступив в брак, то он не может обрести покой на том свете и, время от времени, приходит в мир живых.

Также стоит отметить, что русалки появлялись на земле только в строго определенные периоды времени. Традиционно это считалась Русальная неделя, или праздник русалок. Говорят, что именно в это время они приходили из потустороннего мира, чтобы вдоволь повеселиться в лесах, в полях, на берегу реки или озера, иногда навещая своих оставшихся на земле родных. В конце Русалочьей недели русалки уходили обратно в свое место пребывания – в могилу, в воду, в загробный мир.

Баба Яга

Баба Яга выглядит безобразной сгорбленной старухой c длинными нечесаными лохмами волос, синим, длинным носом крючком. Нога одна у неё то ли деревянная, то ли золотая. Из одежды на старухе только рубаха без опояски. Красные сполохи мелькают в её взгляде. Она настолько стара, что зубы у Яги все железные, а кости местами выходят наружу. Как известно из сказок, живет Баба Яга в особой избушке, которая опирается на «курьи ножки».  Стоит эта изба либо в самой чащобе леса, либо на берегу болота. Вокруг избы забор из костей человеческих, да с навершиями из черепов людских. Запираются ворота в том заборе руками-засовами, а замок из челюстей с зубами острыми. Открывается замок не ключом обыкновенным, а заклинанием проникновенным «Встань по старому, как мать поставила! К лесу задом, ко мне передом».

Ступ у неё множество – и каменная есть, и железная, и даже огненная. Рулит бабулька пестом, помелом или клюкою. Когда летит ступа – земля трясется да ветры воют, а деревья, что трава, пригибаются. Питается, в основном, младенцами жареными. В прислуге у неё коты черные, змеи да вороны. Все животные да растения – детки Бабушки Яги. С добрыми молодцами общается по настроению – может дело важное поручить, да награду годную выдать, а может и в лесу заплутать, что век выбираться будешь.

Если в наших представлениях это существо скорее комичное, чем страшное, (вспомним, хотя бы, её изображения в сказках – живёт она в избушке на курьих ножках, а сообразительные и изобретательные главные герои, то и дело обводят несчастную бабулю вокруг пальца), то изначально это было божество смерти.

Древним славянам она представлялась не в образе бабули с крючковатым носом, а в облике женщины со змеиным хвостом. Баба Яга провожала души умерших в царство мёртвых и охраняла вход в подземный мир.

Леший и водяной

Леший и водяной считаются одними из самых популярных мифических существ древнеславянской мифологии. Леший и водяной часто переплетаются во многих древнерусских легендах и сказках.

Леший

Во времена язычества практически всё в доме славянина было сделано из дерева, которое было «взято» у леса. Само жилище, ложки, лопатки, даже пуговицы были сделаны из дерева. Лес давал людям материал для всего их быта, но, кроме благ, он таил в себе множество секретов и даже опасностей. Каждый раз, собираясь в лес, нужно было быть готовым к встрече с его царём и хранителем – Лешим. Согласно преданиям, в каждом лесу обитает дух леса – Леший, который носит правый лапоть на левой ноге, а левый – на правой. Обитает леший в каждом лесу, особенно любит еловые. Одет как человек — красный кушак, левая пола кафтана обыкновенно запахнута за правую, а не наоборот, как все носят.

В наше время слово «леший» имеет не лучшие ассоциации, однако на старославянском это слово означало «лесной дух». Внешность духа леса всегда менялась. Он мог предстать перед путешественником страшным великаном, будучи выше всех деревьев в своём лесу, но мог также следить за людьми, будучи в облике небольшого кустика. Вообще, Леший похож на человека, однако его длинные волосы имеют серо-зелёный оттенок, на лице нет ни ресниц, ни бровей. Глаза зелёные и блестящие, как два изумруда. Леший мог путать невнимательных людей, обходив их и заставляя метаться сутками по кругу, многие так и не могли переступить через эту черту и вернуться домой. Зелёные глаза лешего горят словно угли. Леший тщательно скрывает своё происхождение от нечистой силы, однако его всё-таки можно узнать: посмотрев на него через правое ухо лошади, можно увидеть, что он отливает синим, кровь-то у него синяя.

Леший также делал добрые дела, отвечая ими на добро со стороны человека. Входя в лес, человек должен уважать местные законы и не причинять ему вреда. Лешему вполне хватит гостинца, вроде пряника или пирожка, оставленного на пеньке, и громкого «Спасибо!» за предоставленные грибы и ягоды.

Водяной

Водяной – это божество водоёмов. Он обитает в реках и ручьях. Выглядит он, как голый морщинистый старик с рыбьим хвостом и огромными глазами. Водяные, что находились в родниках, были самыми сильными, поскольку, согласно поверьям славян, родники возникли от ударов молний самого Перуна. Водные ключи называли «гремящими», и, что интересно, это слово сохранилось в названиях многих ключей, доживших до наших дней.

Славяне верили, что те представители нечистой силы, которые были низвергнуты богом с небес в различные водоёмы, становились Водяными. Этот злой дух воплощает в себе опасную и грозную стихию воды. Представлялся в облике опутанного тиной безобразного старика с длинной бородой, либо в облике мужчины с лапами вместо рук, рогами на голове. Особенно любит водяной забираться на ночлег под водяную мельницу, возле самого колеса, оттого в старину всех мельников непременно числили колдунами.

Вода для наших предков была исключительно доброй, как и большинство природных сущностей. Вода была дружелюбной и помогала людям, при одном условии – уважении в её адрес. Как говорится, стихии требовали обращения на «Вы» и заставляли следовать правилам современной субординации. Если что не так, вода могла разозлиться и утомить беднягу. Вода могла смыть целую деревню, если она была построена без «разрешения» Водяного. Сейчас мы называем это «незнанием местной гидрологии». Именно поэтому Водяной часто выступал в древнерусских легендах в качестве негативного персонажа. Водяной выглядит опаснее Лешего, потому что наши предки неплохо знали лес, и заблудиться в нём для них было не так страшно, как утопиться.

Злые духи

Существа, так и норовящие устроить пакость или принести вред человеку, причём вред от самого лёгкого до причинения смерти.

Например, уже упомянутый выше недобрый дух, относящийся к особой породе домовых – Банник, мастерил себе одежду из отвалившихся от веников липких листьев. Легко может принять любой другой вид от человека до лягушки. В бане, кроме него, живут его жена и дети, можно там встретить и русалок, домовых, или, даже, овинников.

Грифон и Бадзула

Грифоны — крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота. В частности, известно, что  охраняют сокровища Рипейских гор. От его крика вянут цветы и жухнет трава, а если есть кто живой, то все  мертвыми падают

Нечистый дух женского рода Бадзула заставляет людей бродяжничать. Ближе к зиме начинает бродить по обочинам дорог и выискивает, к кому бы пристроиться.

Об авторе admin_brain

One world - one nation! No war! Make love, live in peace!
Закладка Постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

*