10 самолетов, не вошедших в серийное производство

Вступление

Само собой разумеется, что самолеты проходят огромное количество испытательных полетов, прежде чем военные захотят вложить деньги и средства в их серийное производство. Поэтому, если самолет разваливается на части посреди полета или может успешно управляться только асами с множеством часов налета, то он ему прямой путь к сотням других своих собратьев, которые, теоретически, может были бы и хороши, но, тем не менее дальше испытательных полетов не прошли и серийно никогда не производились. В этой статье представлены десять амбициозных и неудачных проектов самолетов, а также причины, по которым эти проекты не стали массовыми.

HK-1 Геркулес Spruce Goose

HK-1 Hercules Spruce Goose

HK-1 Hercules Spruce Goose

     
HK-1 Hercules Spruce Goose

HK-1 Hercules Spruce Goose

Идея о создании HK-1 Геркулес (Еловый гусь) была подана фирме «Хьюз Эйркрафт» судостроителем Генри Кайзером, во время Второй Мировой. Самолет предполагалось использовать для доставки помощи в воюющую Европу, но необходимость в нем отпала еще до окончания постройки. От машины за ненадобностью отказалось правительство и военные. И тогда Говард Хьюз самостоятельно довел разработку до конца в 1947 году, вложив недостающую сумму из собственных активов.

140-тонный деревянный самолет имел 98-метровый размах крыльев (это всего на 12 метров меньше длины футбольного поля) и предполагался для перевозки войск и грузов без использования дорогих во всех смыслах слова в военное время материалов. «Еловый гусь» имел огромный корпус и был оснащен восемью двигателями Pratt & Whitney Wasp Major R-4360 мощностью 3000 л.с. каждый. Ко времени окончания постройки в 1947 году, обошелся правительству США и лично Хьюзу в 22 миллиона и 18 миллионов долларов соответственно.

По расчетам Хьюза, «Геркулес» должен был брать на борт 750 полностью экипированных солдат или один танк M4 Sherman. HK-1 (аббревиатура от Hughes-Kaiser) был самым большим военным воздушным транспортом, построенным к тому времени. Фактически, он был в три раза больше любого самолета до него. Несмотря на все деньги и время, затраченные на его создание, взлетел «Гусь» всего однажды в своей жизни и пролетел расстояние в пару километров на высоте всего несколько метров.

Аэроцикл HZ-1

Аэроцикл HZ-1

Аэроцикл HZ-1

Известный также как «воздушный мотоцикл», HZ-1 был одной из нескольких индивидуальных летающих платформ, которые разрабатывались для армии США в 50-60-х годах прошлого века.

Аэроцикл должен был нести на себе одного пилота и двигатель на круглой платформе. Причем все это располагалось прямо над двумя вращающимися винтами длиной 4,5 метра каждый. Пилот находился в задней части платформы, и для безопасности привязывался к рулевой колонке.

Предназначены индивидуальные летающие платформы были для разведывательных полетов. Предполагалось, что управлять устройством можно будет без особых навыков, однако на этапе испытаний двое пилотов разбились именно из-за того, что аэроциклом было слишком трудно управлять без соответствующего опыта.

X-13 Vertijet

X-13 Vertijet

X-13 Vertijet

Суть этой разработки похожа больше на пари, чем на контракт с ВМФ. Перед Ryan Company была поставлена задача, смогут ли они разработать самолет, который мог бы взлетать из вертикального положения, как ракета. ВМФ США в то время рассматривались возможности создания самолетов, запускаемых с подводных лодок.

В результате появился (X-13 Vertijet). Нос Вертиджет имел крюк с нижней стороны, который использовался для подвешивания самолета на вертикальной посадочной платформе. С нее X-13 должен был взлетать, совершать горизонтальный полет и затем садиться снова в вертикальном положении.

Самолет прошел окончательные испытания в 1957 году, но дальше разработки дело не пошло, и в серийное производство он не попал, так как военные просто не нашли применения для него в боевых условиях.

XC-120 Packplane

XC-120 Packplane

XC-120 Packplane

Стремясь создать простой в погрузке и разгрузке транспортный самолет, Fairchild разработали XC-120, который имел съемный грузовой отсек.

Отсек расположен под фюзеляжем и делает погрузку-выгрузку груза более быстрой – один отсек отделяется и увозится, другой становится на его место, и самолет готов в обратный путь. Верхняя часть фюзеляжа также имеет плоское днище, и XC-120 может летать и без прикрепленного грузового трюма.

Компания построили всего один Packplane, но идея эта не имела продолжения, так как в реальных условиях не давала ощутимых преимуществ по сравнению с обычными транспортными самолетами.

Такой вот красивый, но бесполезный проект.

XF-85 Goblin

XF-85 Goblin

XF-85 Goblin

«Гоблин» похож на самолет из видеоигры — симулятора полета. Идея его появилась во время Второй Мировой Войны, и задумывался он как самолет в самолете. Получил шутливое название «летающее яйцо».

XF-85 должен был действовать как защитник, истребитель-паразит, выбрасывался из бомболюка материнского корабля и отвлекал на себя вражеские истребители, пока его носитель, B-36 Peacemaker (Миротворец) продолжал идти намеченным курсом. Так как «Гоблин» должен был крепиться внутри бомбардировщика, то существовало много ограничений по его размерам. XF-85 мог быть не более пяти метров длиной, всего полтора метра шириной в сложенном виде. Крылья были сконструированы таким образом, чтобы могли складываться вдоль фюзеляжа, каждое со своей стороны.

«Гоблин» не прошел дальше испытательного этапа по многим причинам. Маленький самолет не мог состязаться на равных с обычными вражескими истребителями: слишком медлителен и легко вооружен. Вдобавок ко всему, выросла дальность действия сопровождающих самолетов, благодаря дозаправке в воздухе, что позволяло им отныне следовать за бомбардировщиком в течение всей его миссии.

Convair XFY Pogo

Convair XFY Pogo

Convair XFY Pogo

Внешне этот самолет был похож на гибрид X-13 Vertijet и XF-85 Goblin. Pogo имел три крыла, расположенные треугольником, и трехлопастные пропеллеры.

Задумывался проект XFY как эксперимент по вертикальному взлету и посадке. Самолет был известен как «сидящий на хвосте», так как взлетал и садился на хвост. Его разработчики были уверены, что это позволит располагать его на небольших военных кораблях. Но в итоге машина оказалась настолько сложной и непредсказуемой в управлении, что управлять ею мог только летчик с очень большим опытом и налетом часов.

Посадка вообще оборачивалась сплошной проблемой. Пилот должен был при посадке постоянно смотреть назад, чтобы вовремя стабилизировать самолет. А посадить его на качающуюся палубу корабля и вовсе не представлялось возможным.

A-12 Avenger II

A-12 Avenger II

A-12 Avenger II

Из всех самолетов, упомянутых в этом списке, A-12 Avenger II имел наиболее футуристический внешний вид. Он даже сегодня выглядит современно, несмотря на тот факт, что разрабатывался 20 лет назад.

Создавался A-12 как всепогодный бомбардировщик невидимка палубного базирования. Это был самолет в форме равнобедренного треугольника с кабиной в вершине. В его внутреннем бомбовом отсеке могли размещаться «умные» бомбы и другие боеприпасы класса «воздух-земля».

В конце концов, «летающий дорито» (Dorito — бренд треугольных чипсов), как его назвали, оказался очень дорогостоящим в строительстве. По одной из оценок, машина становилась настолько дорогой, что могла уничтожить 70 процентов бюджета военно-морской авиации за три года.

F2Y Sea Dart

F2Y Sea Dart

F2Y Sea Dart

Разрушение в воздухе – самый верный путь для самолета, чтобы выбыть из борьбы за серийное производство еще на этапе испытаний. Такая судьба была и у Sea Dart.

Проект F2Y стал победителем в соревновании 1948 года за право состоять на вооружении ВМФ в качестве сверхзвукового перехватчика. Перед флотом на тот момент стояла неразрешенная задача в виде использования сверхзвуковых самолётов на авианесущих кораблях (корабельная авиация того времени была дозвуковой). Проблема состояла в большом разбеге при взлете и большой скорости посадки. Как вариант решения предполагалось создание реактивного гидросамолёта. Таким образом, появился проект F2Y Sea Dart. Машина казалась наилучшим решением, так как взлетала с морской поверхности и садилась на воду на глиссировании при помощи пары водных лыж.

Несмотря на ужасный последний полет, когда прототип с бортовым номером 135762 разрушился в воздухе над заливом Сан-Диего, при этом погиб лётчик — испытатель Чарльз Ричбург, F2Y установил рекорд скорости на воде среди гидросамолетов.

Dyna-Soar

Dyna-Soar

Dyna-Soar

     
Dyna-Soar

Dyna-Soar

Самолет с таким именем (игра слов, созвучно dinosaur (англ.) — динозавр), должен, как минимум, производить впечатление. Разработанный в 1957 году, X-20 Dyna-Soar (dynamic soaring – динамическое парение) был американской программой по созданию космического самолета, который можно было использовать в военных целях, таких как разведка, бомбардировка, космические спасательные операции, поддержка спутников и диверсии против вражеских спутников.

Тогда как другие проекты космолетов того времени основывались на космических капсулах, полагаясь на силу сопротивления атмосферы при торможении и посадке, Dyna-Soar был больше похож на современные челноки, и садился при помощи пилота.

Проект так и не стал серийным, так как у ВВС не было четких целей по его использованию, а разработчики не были абсолютно уверены, что стартовым ускорителям хватит мощи эффективно вывести аппарат в космос.

Horten Ho 229

Horten Ho 229

Horten Ho 229

Братья Хортен из Германии разрабатывали первый самолет, «летающее крыло», оснащенным реактивным двигателем.

«Летающие крылья» — самолеты без хвостового оперения, похожие внешне на планеры. Они не имеют ясно выраженного фюзеляжа, а команда и оборудование располагаются в главной конструкции крыла.

Ho 229 был также первым воздушным судном, в котором использовалась технология стелс. Его конструкция обеспечивала малую вероятность обнаружения радарами. Машина имела сваренное из стальных труб днище, крылья были выполнены из двух материалов: фанерных панелей, склеенных вместе с древесноугольно – опилочной смесью.

В общей сложности в производстве на различных стадиях изготовления было 6 самолётов. Из них в воздух поднимались только два. 14 апреля 1945 года части 8-го корпуса 3-й армии США заняли завод в Фридрихсроде. Один из самолётов был разобран и переправлен в США.

Вверх

Об авторе Kelter

One world — one nation! No war! Make love, live in peace!

Закладка Постоянная ссылка.

2 комментария

  1. Интересная информация . Кое-что позабавило , большинство фактов узнал впервые .

  2. интересные факты изложены много нового узнал.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

*